- "The media saw us as young gods, lords of war, striding the battlefields in our engines of destruction. The holo-vids captured our stories and spun them to the masses. For some, it was a time of terrible sacrifice and loss. For others, it was a time of great opportunity." (Intro)
Начну с того, что эта игра стоит в моем персональном хит-параде вне категорий, перепроходил я ее пару десятков раз (спасибо другу, который подарил мне ее несколько лет назад на день рожденья – воистину, такой подарок сложно переоценить). Вроде бы вышла давно, графика по нынешним меркам слабая, миссии откровений не приносят, даже сюжетных роликов на всю игру всего 4 (интро и 3 концовки). Но это игра по вселенной Battletech, а значит нас ждут большие человекоподобные (и не очень) боевые роботы. Мы не только непосредственно управляем ими, но нам также дали возможность нанимать пилотов боевых машин, выбирать «мехов» и комплектовать их так, как нам этого хочется. Как наемники, мы вольны выбирать, за кого и какие миссии выполнять – этим игра выгодно отличается от того же Vengeance. В принципе, если уж начинать с игр знакомство со вселенной Battletech, то именно с MW4:M.
Обзор писал не на «чистой» версии, а с установленным MekPak’ом 3.02b. По идее, он не влияет особо ни на что в кампании, разве что появляются новые виды камуфляжа для мехов.
<Краткий экскурс в историю>
- "You are no Katrina Steiner, sister Katherine. And you will find that I am no Hanse Davion."
- HPG communique from Victor Steiner-Davion, 3057
Федеративное Содружество образовалось благодаря браку принца Хэнса Дэвиона (правителя Федерации Солнц) и архонтессы Мелиссы Штайнер (возглавлявшей Лиранское Содружество). Два государства-противника могли бы, теоретически, воссоединить со временем под своим знаменем всех государств-наследниов Звездной Лиги, но, как всегда, нашлось много противников. И это было бы еще полбеды, но детей у супругов было несколько, и между двумя старшими (первенцем – Виктором Яном и вторым ребенком – Катериной) и происходит конфликт.
Катрина Штайнер | Виктор Штайнер-Дэвион |
<Мехвоин: Начало>
- "Wherever you want to go in this conflict we're behind you, sir."
- your tactical officer, Castle
Итак, начался 3066 год. Гражданская война в Федеративном Содружестве вступает в финальную фазу. Действие игры разворачивается в очень нестабильном регионе. В нем действуют не только силы Катрины и Виктора, но и некоторые другие дома, и даже, наверное, целый полк воинов Клана Нефритового Сокола (по крайней мере Звездный Полковник присутствует).
Комиссия по оценке и связям с наемниками[Mercenary Review and Bonding Commission, MRBC] |
В связи с потерей доверия к работодателю, последовавшей за расколом КомСтара и неудачей операции «Скорпион», Департамент КомСтара по вербовке наемников (ComStar Mercenary Review Board) был расформирован в 3052. Взамен Драгуны создали MRBC – организацию, призванную распространить единообразные стандарты поведения среди наемнических подразделений и их работодателей. С этой целью комиссия контролирует найм на Недосягаемой, решает споры между наемниками и работодателями и служит компанией-посредником при оплате контрактов.
Комиссия состоит из представителей крупных политических организаций Внутренней Сферы и офицеров из командований нескольких элитных наемнических подразделений. КомСтар также имеет постоянное место в комиссии и их представитель выступает председателем на всех собраниях комиссии. Пять мест выделены представителям Великих Домов. Места в комиссии есть у Свободной республики Расальхаг и Сообщества Святого Ива так же, как и у Драгунов. Места Эриданской Легкой Кавалерии и Бронированной Кавалерии МакКарона, утративших статус наемников, были предложены уважаемым Горцам Нортвинда и Иррегулярам Голубой Звезды. Горцы согласились; Иррегуляры, как сообщается, все еще думают над предложением. Недавно места предложили также трем государствам Периферии и Слову Блейка. Магистрат Канопуса уже согласился; Слово Блейка отказалось до тех пор, пока представителя КомСтара не уберут с должности председателя комиссии. Никаких шагов в этом направлении пока не предпринимали. Посредством счетов на гарантии КомСтара, комиссия выступает компанией-посредником при оплате контрактов. Работодатель вкладывает полную сумму контракта в ведение комиссии, которая затем позволяет взять наемной команде часть денег со счета. Оставшаяся часть денег обычно удерживается до выполнения контракта, когда комиссия удерживает пятипроцентный сбор за посредничество. Эта система гарантирует защищенность работодателя от невыполнения наемниками обязательств, а также гарантирует, что и наемники получат полную оплату по выполнению. |
Мы вольны выбрать одного из четырех спонсоров, причем выбираем из лучших наемнических подразделений Внутренней Сферы, а именно:
Гончие Келла (Kell Hounds): Вне правил.
Начальные условия: 5.5 миллионов C-Bills; 1 Flea,1 Osiris и 2 Wolfhound; 1 LRM20, 1 SRM6, 1 CSTRK4 и 1 AC10.
Серый Легион Смерти (Gray Death Legion): Сила через единство.
Начальные условия: 8 миллионов C-Bills; 1 Flea, 1 Hellspawn, 1 Osiris, 1 Owens и 1 Raven; 2 Large X-Pulse, 2 Medium X-Pulse, 2 Small X-Pulse Lasers, 1 LRM10, 1 LRM20, 2 CSMRM10, 1 CSMRM20, 1 SRM6 и 2 AC5.
Горцы Нортвинда (Northwind Highlanders): Рожденные воинами.
Начальные условия: 6.5 миллионов C-Bills; 2 Chimera, 2 Flea, 2 Osiris и 2 Raven; 1 LRM20, 1 SRM6, 1 CSTRK4 и 1 AC10.
Волчьи Драгуны (Wolf’s Dragoons): Бегущие в стае.
Начальные условия: 4.5 миллиона C-Bills; 2 Cougar, 4 Flea и 2 Uller; 1 CLRM20, 1 CSTRK4, 1 CSTRK6 и 1 CLBX10.
Слева мы видим эмблему и название подразделения-спонсора и своего подразделения, а также рейтинг MRBC (чем ближе к началу алфавита, тем лучше), рассчитывающийся на основе мощи 8 лучших ваших роботов.
По центру новости (там не только новости, но и письма), наличные деньги и траты за один цикл (за каждую миссию) и статистика, которая к концу игры может выглядеть, например, так (2 примера и без боев на Солярисе, о которых позже):
- Nobility/Infamy (Благородство/Бесчестье).
Участвуете в рейдах, захватываете конвои, уничтожаете заводы? Тогда получите очки бесчестья. Помогаете в эвакуации делегатов, защищаете производство, сопровождаете конвой? Да воздастся вам по делам вашим, рыцарь. Очки влияют на то, кто же будет предлагать вам работу. Но еще больше на это влияют очки...
- Steiner/Davion (Штайнер/Дэвион).
Тут все очевидно – выполняете задания в пользу Штайнеров, получаете плюс им и минус Дэвионам и наоборот. У каждого задания есть пункты employer и alignment. Они, конечно, связаны, но нас интересует второй (там либо нейтралы, либо Штайнер, либо Дэвион). Так же, воюя на Солярисе, можно посвящать победы кому-то из них (или никому).
- Personal/Company ‘Mech Kills.
Сколько за всю карьеру уничтожили мехов лично вы и в целом ваше подразделение.
- Total Salvage Value/Total Earnings.
Первое – стоимость барахла, подобранного на поле боя и выданного вам в награду. Второе – суммарный заработок за выполнение миссий.
- Title/Victories.
Ваш ранг и количество побед на Солярисе (в тех двух прохождениях, что на картинке, я туда даже не заглядывал).
- Unit Strength.
Сила подразделения. Суммарная мощь 8 лучших ваших мехов.
Справа располагаются кнопки перехода к другим разделам. Рассмотрим эти разделы подробнее:
Star Systems
Здесь мы определяем, куда лететь. Изначально мы находимся на Недосягаемой (Outreach) Выбираем интересующую систему (а, вернее, планету системы) и слева видим список доступных миссий. Слева же пишут, сколько времени займет прыжок (по идее, нужно только чтобы знать, успеют ли отремонтировать мехов) и во сколько он нам обойдется.
Orbital View
Фактически экран выбора миссии.После прыжка в систему перейдем на экран планеты. Слева все те же новости, справа – миссии (выполненные миссии прозрачные и выбрать их, само собой, нельзя). Когда наводимся на миссию, снизу выводится информация по ней. Тип операции, наниматель, кому выгодна миссия (Штайнер/Дэвион/никто из них), оплата (без учета бонусных целей), эффективность охлаждения (о котором позже) и описание миссии.
Free Market
- "No lock, no load."
- Unknown
Рынок. Здесь можно нанять/уволить пилотов, купить/продать мехов и оружие. Покупаем то, что справа, а продаем то, что слева.
Найм пилотов. Сразу же о них: пилоты делятся на два типа: те, что умеют командовать копьем (Lance Commanders, золотой фон у портрета) и простые мехвоины. На экране найма можно посмотреть цену найма и зарплату, уровень навыков пилота (стрельба, пилотирование, использование сенсоров и умение вести бой «вслепую», например ночью) и его характеристику. Несколько примеров:
Рыжеволосая Эмбер “Blaze” Уоси – хладнокровный мехвоин, проявляющий себя в головокружительных стычках мехов. Она получила свое прозвище из-за своей явной тяги к огнеметам.
Недельная оплата: 24,340 C-Bills. Командир копья. | |
Сара “Mags” Мэглайони - яростный, несдержанный мехвоин, высказывающий свое мнение с деликатностью молота. Она также не любит любого рода политику и за подходящую плату охотно займет место в кресле пилота, чтобы сместить правительство.
Недельная оплата: 19,900 C-Bills. | |
Чарльз "Beowulf" Хардинг, воин из Британских аристократов, методичен и беспощаден в своем мехе. Он обеспечивает последовательное исполнение и не любит сюрпризы, особенно из-за плохой разведки.
Недельная оплата: 28,600 C-Bills. Командир копья. |
Покупка мехов. Можете посмотреть тоннаж, цену, стоимость обслуживания, чья технология (Внутренняя Сфера или Кланы), «резюме» по меху и его класс. Есть четыре класса:
- Легкие – от 20 до 35 тонн. Легко вооружены, обладают слабой броней, но маневренные и относительно дешевые.
- Средние – от 40 до 55 тонн. Гибкость – их козырь. Можете сделать его быстрым, а можете обвешать оружием и уничтожать более тяжелых оппонентов, оставаясь все так же быстрее и маневреннее их.
- Тяжелые – от 60 до 75 тонн. Серьезная огневая мощь и крепкая броня – их место на передовой (хотя и дальнобойные ракеты неплохо подходят для некоторых).
- Штурмовые – от 80 до 100 тонн. Малая скорость, но самая крепкая броня при большом количестве вооружения. Отлично подходят для обороны или огневой поддержки наступления. Но, конечно, можно из них сформировать и оба копья.
Оружие. Можно оценить радиус, урон, выделение тепла за залп и время перезарядки, а также вес и клановая ли технология. Оружие делится на три основных типа:
- Лучевое – лазеры, PPC , а также огнеметы, так что на самом деле сюда относится оружие, не требующее боеприпасов (но при этом оно выделяет много тепла).
- Баллистическое – ружья Гаусса, автопушки, пулеметы.
- Ракетное – название говорит за себя и сюда же относятся маяк радионаведения ракет и сигнальная ракета.
И, наконец, самое «вкусное»..
MechLab
- "I can't work miracles, sir! If you want an extra two tons of armor, you gotta lose two medium lasers."
- Sergeant Marty Rumble, 10th Lyran Guards
Святая святых любого мехвоина. Здесь мы снаряжаем наших титанов.
На экране корпуса (Chasis) выбираем меха из имеющихся в наличии. Тут же можно дать ему особое имя, добавляющееся к названию меха (кнопка Rename). Справа выводится сводная информация по его оснащению – огневая мощь, броня, скорость, эффективность охлаждения (на скриншоте есть еще относительная эффективность охлаждения, но это она из фич MekPak’a, о котором в другой раз). Нажав «chasis» в нижнем левом углу, можно просмотреть скоростные характеристики, в том числе скорость поворотов, ускорения/замедления. В левой части экрана помимо выбора меха, мы можем выбрать один из видов раскраски (на свой вкус, ибо ни на что не влияет), дополнительные устройства, теплоотводы (heat sinks; ускоряют остывание меха), максимальную скорость.
Что же это за дополнительные устройства?
- Система электронного противодействия (ECM) – снижает радиус действия вражеских сенсоров и увеличивает время захвата меха самонаводящимися ракетами.
- Активный зонд (BAP) – в противоположность ECM увеличивает радиус действия сенсоров и уменьшает время захвата вражеских мехов самонаводящимися ракетами.
- Прыжковые двигатели (Jump Jets) – название говорит само за себя. Дают возможность оторваться от земли на 10-20 метров. Дополнительная маневренность – неплохое приобретение, хотя и не всегда. На пересеченной местности, однако, помогает преодолевать холмы.
- Лазерная противоракетная система (LAMS) – активная автоматическая система уничтожения подлетающих ракет; с массированным артобстрелом не справится, но несколько ракет сбить способна, советую.
- Улучшенная оптика (Enhanced Optics) – просто сильно увеличивает размер окошка прицеливания в режиме приближения.
- Система постановки помех системе опознавания (IFF Jammer) – у противника ваш мех станет отображаться, как нейтральный, пока вы не окажетесь в радиусе двухсот метров от него; особой пользы не замечал, но может быть вас начнут позже обстреливать.
- Улучшенный гироскоп (Advanced Gyro) – мощный залп врага может повалить вашего робота на землю и он будет подниматься несколько секунд, во время которых он полностью беззащитен, улучшенный гироскоп же решает эту проблему; полезная вещь для легких мехов.
Примечание: почти на всех мехах невозможно установить все дополнительное оборудование, некоторые виды обязательно будут недоступны.
На экране вооружения (Weapons) вооружаем нашего меха.
Есть два ограничения на то, как мы можем вооружить меха. Первое – это тоннаж, вернее доступный тоннаж (Available Tonnage). Не позволяет вооружиться одними только ружьями Гаусса. Второе – слоты. У каждого меха ограниченное количество слотов под оружие, причем в большинстве случаев слоты подходят только для одного типа стволов (красные – лучевое, желтые – баллистическое, зеленые – ракетное, серые – для любого оружия). Так что снарядить PPC на «блоху» или повесить сотню малых лазеров на «фафнира» не выйдет. Кстати, если у вас, например, двойной красный слот и сразу под ним двойной серый, то вы все равно не сможете повесить PPC, который требует тройного слота. Для ракетного и баллистического оружия, которое вы вешаете на меха, появляется число и две стрелочки под ним. Это боезапас и кнопки увеличения, уменьшения оного (причем, скажем так, пачками). Боезапас берите с учетом того, что ракеты выпускаются пачками по нескольку штук (цифра в конце названия, например: CSMRM20 выпускает 20 ракет за залп), а для баллистического оружия количество выпускаемых за залп боеприпасов нарисовано на иконке (т.е. AC10 тратить 1 снаряд за выстрел).
На экране брони (Armor) решаем, как сильно укрепить нашего меха.
Есть три типа брони:
- Ферроволокнистая (Ferro Fibrous) – больший показатель отражения урона на тонну (30 единиц).
- Отражающая (Reflective) – меньший показатель отражения (20 единиц), но броня более эффективна против лучевого оружия.
- Реактивная (Reactive) – опять же, меньший показатель (20 единиц), но броня более эффективна против баллистического и ракетного оружия.
Обязательно максимизируйте броню на торсе, желательно также на голове и как можно больше на руках. При нехватке доступного тоннажа я обычно снимаю часть брони с ног меха – туда все равно гораздо реже попадают.
При входе и выходе из мехлаборатории, если у вас есть поврежденные мехи, нам предложат их починить (на починку уходит 2 недели) и даже ускорить починку за дополнительную плату на 1 или 2 недели. Поврежденных роботов нельзя использовать, пока их не починят.
<Миссии>
- "They call it the badlands. Land there, and it's very, very bad."
- Unknown
Нас ждет приблизительно 20 миссии в прохождении. Всего же миссий 39, без учета миссий на Солярисе (это еще 12, которые можно переигрывать).
Итак, выбираем миссию на экране Orbital View и попадаем на инструктаж. Тут нас инструктирует наш тактический офицер с позывным Castle.
Castle дает краткую вводную по типу миссии, обстановке и ожидаемых врагах. Также описание миссии дается в информационном окне внизу. В центре мы видим карту местности с обозначением навигационных точек и места выброски, большую кнопку запуска миссии, величину денежной награды за миссию, суммарный тоннаж наших роботов (Drop Weight) и стоимость высадки (Drop Fee; платим за начало миссии).
Здесь же подбираем команду на миссию и выбираем, кто что будет пилотировать. Опять же, совет: чтобы не забыть, кому мы какого робота снарядили, в мехлабе переименуйте мехов по позывным пилотов.
Миссии разнообразны: захват/сопровождение конвоя, оборона строений, скрытная атака, поиск и уничтожение, саботаж, обеспечение подкреплений, ликвидация, проникновение, разведка и, хм, дуэль.
Где-то нам придется действовать в одиночку, где-то одним копьем, где-то обоими, также у нас могут быть союзники на миссии.
На миссии есть основные цели, выполнить которые необходимо для завершения миссии и дополнительные, за которые вам дадут какие-нибудь плюшки по завершению (деньги, бонусы к очкам благородства, трофеи) или выполнение их может как-то повлиять на дальнейшие миссии (вспоминаю только один такой случай, но сюрприз был тогда очень приятный).
Солярис
- He has to be thinking, 'How did I get hit?' With reflexes like that, it's amazing he isn't hit more often.
- Solaris VII Commentator Duncan Fisher
Особняком стоят миссии на Солярис VII. Это настоящие гладиаторские бои четвертого тысячелетия.
Здесь мы выбираем сначала арену и сражение (по типу допустимых мехов). Затем выбираем меха и кому посвятим победу (при победе дается от +1 до +4 очков в копилку Штайнер/Дэвиона, в зависимости от типа сражения и вне зависимости от арены; можно никому победу не посвящать). За победу платят не так уж мало (Prize Money), плюс платят и за уничтоженных мехов (по 100 тысяч); за вход надо платить (Entry Fee).
В сражении каждый сам за себя, но не торопитесь сразу же стрелять – кто-то может предложить временный союз и пометить вас дружественной целью (он также будет отмечен у вас).
Бои на Солярисе следует попробовать хотя бы ради комментатора, Дункана Фишера. Местами он жжет. :)
<Бой>
- "Reactor online...sensors online...weapon systems online....all functioning systems...phenomenal."
- Female Computer Voice
И вот мы запустили миссию, посмотрели/прослушали начальную сценку и рвемся в бой. Интерфейс засыпает нас информацией. Рассмотрим его подробнее.
1. Цели миссии с указанием важности (основные/дополнительные). Для дополнительных указывается награда.
2. Напарники с указанием их меха. Первые трое из вашего копья, оставшиеся четверо – из второго. Цвет указывает на повреждения робота (черный, если мех уничтожен).
3. Ваше вооружение с указанием группы (стреляете вы сразу всей группой), количества боеприпасов (колонка A) и того, сколько осталось до перезарядки (колонка R).
4. Степень поврежденности частей вашего меха (зеленый/желтый/оранжевый/красный/мигающий красный/черный – от целого до уничтоженного состояний, соответственно).
5. Выбранный враг. Дистанция, название, повреждения, оружие (показано, какое оружие еще действует; для мехов также обозначается повреждение конкретных частей).
6. Компас, который к тому же указывает направление на выбранную навигационную точку.
7. По центру – радар. Дружественные цели указаны синим, враждебные – красным, здания – зелеными прямоугольниками. Также можно видеть границы миссионной зоны и куда мы в данный момент смотрим.
Слева показана температура и количество оставшегося хладагента (синий столбик).
Справа – заряд прыжковых двигателей (зеленый стобик, на скриншоте нет) и скорость меха.
8. Прицел. Над ним указание расстояния до точки, в которую целимся, под ним название того, во что целимся, справа указание текущей группы оружия, две шкалы (слева и снизу) указывают на градус поворота торса.
Несколько советов по ведению боя.
1. Пройдите обучение, а то не сможете нормально пилотировать мех. Да, и перенастройте управление под себя (особо советую использовать мышку для поворота торса).2. Не забывайте о том, что вы – командир. Отдавайте приказы.
3. Движение – это жизнь. В большинстве случаев стоит двигаться на максимуме.
4. Полезная вещь – пассивный режим сенсоров. Вас могут обнаружить только на достаточно близком расстоянии (200-250м, в зависимости от того, используете ли вы ECM), так что противник не сможет безнаказанно обстреливать вас ракетами дальнего радиуса действия.
5. Прыжковые двигатели делают вас более трудной мишенью и позволяют вам выполнять финт "Mors Ab Alto" – приземление на вражеского меха чревато очень крупными повреждениями. Но не увлекайтесь, по крайней мере, если в настройках включен splash damage.
6. Уничтожение одной ноги меха ведет к падению скорости где-то до 10км/ч, уничтожение обеих – к уничтожению меха.
7. Сначала уничтожается броня, потом начинают повреждаться внутренности меха, в том числе может быть уничтожено оружие, установленное на той части тела, на которой уничтожена броня.
8. Цистерны и резервуары с горючим опасны тем, что при взрыве очень сильно повреждают находящихся рядом мехов (и при этом сильно повышают температуру). Используйте это.
9. Бронетехнику можно давить ногами.
10. В некоторых миссиях есть возможность отремонтироваться. Нам поможет в этом Mobile Field Base (заходим туда на скорости не больше 20-30 км/ч, мех сам выключается и вас чинят).
11. Если вы нападаете на базу, у нее скорее всего есть стационарные пушки. Часто на самой базе можно встретить несколько башен управления (Turret Control Tower). Уничтожив их, вы отключите пушки.
По завершению миссии нам предлагают взглянуть на результаты.
Можно ознакомиться с изменением рейтнигов, состоянием пилотов и мехов, улучшением навыков пилотов, выплатами и изменением денег на счету, трофеями в виде мехов и оружия. Здесь же Castle сообщает о последствиях миссии.
По завершению одной из трех финальных миссий нам демонстрируют один из трех финальных роликов, где главный герой рассказывает, что было дальше.
<Заключение>
Да, чуть не забыл. В меню настроек можно изменить кое-какие параметры, а именно: есть ли перегрев роботов, бесконечен ли боезапас, есть ли урон по площадям и, наконец, бессмертны ли вы.
Обзор выполнен. Мехов, вооружение и вражескую технику оставлю для следующих статей, если они будут. Это дело кропотливое, тем более что я не собираюсь ограничиться их перечислением.
Напоследок советую не ставить русификаторы – мне, по крайней мере, попадалась парочка – оба были кривые, причем один убивал возможность запуска некоторых миссий, игра просто вылетала.