Первые двадцать лет сознательной жизни я провела в Санкт-Петербурге. Это такой город, о котором мечтают все, кто туда разок съездил и попал на единственные солнечные выходные, но никогда не жил там полноценно больше недели. На самом деле, атмосфера Петербурга весьма располагает к тому, чтобы спиться, пойти и спрыгнуть с крыши на газетку или превратиться в маньяка-психопата. С тех пор, как пришлось уехать, я стараюсь лишний раз не возвращаться в северную столицу. C 2009 года поездки на историческую родину я благополучно заменяю прогулками по Аркхэм-сити. Дешевле, быстрее, а эффект, в сущности, тот же. Вот и в этом году мне удалось вдоволь напитаться этой типично питерской атмосферой, не выходя из дому: уходящий октябрь оставил в память о себе новую часть супергеройского сериала про человека в бронированном костюме летучей мыши.
Batman: Arkham Origins появилась на прилавках магазинов цифровой дистрибуции 25 октября 2013 года ровно в полночь по буржуйскому времени - и преданные фанаты моментально кинулись изучать, какие сюрпризы уготовала нам студия Warner Bros., перехватившая бразды правления программным кодом у Rocksteady Studios. Помимо новой сюжетной линии, хронологически предваряющей события Batman: Arkham Asylum и Batman: Arkham City, разработчики подарили игрокам добрую сотню различных испытаний и онлайновый режим игры. Любители же игр на физических носителях смогут насладиться атмосферой Аркхэма только в ноябре. Но обо всем по порядку.
Сюжетная кампания знакомит нас с еще совсем молоденьким, злым Брюсом Уэйном (надеюсь, ни для кого это не стало спойлером?), не знакомым пока со всей жестокостью, какую только может испытывать человек. На голову молодого Бэтса пока еще не свалилось осознание всей тяжести последствий геройствования в насквозь прогнившем городе, но он уже успел основательно насолить королям преступного мира. Злодей Черная Маска объявляет награду за поимку Бетмена и призывает к делу восьмерых злейших убийц. Впрочем, наш герой не торопится выяснять, за что ему перепало такое счастье, у него есть занятие поинтереснее: он впервые знакомится с Джокером, и с первой же встречи оба они понимают, что эта любовь — на всю жизнь. Какой бы короткой она, эта жизнь, ни оказалась.
Прохождение основной сюжетной линии увлечет вас приблизительно на 10-15 часов, что по современным меркам, на фоне игр на половинку выходного дня, весьма неплохо, но ловля харизматичного безумца и разборки с его приспешниками — даже близко не единственное доступное занятие, позволяющее искусственно растянуть геймплей. Доступная для исследования территория стала больше раза в два, и в городе постоянно идет какая-то движуха. То за углом бандиты грабят цивила, то продажные копы измываются над заключенным в темной подворотне, то целая бочка наркоты так соблазнительно стоит, никем не охраняемая... а еще один нехороший человек заглушил сигналы со всех радиовышек, что вынуждает нас либо не пользоваться своим модным истребителем, а передвигаться на своих двоих (руках, ногах — не суть важно в данном случае), либо носиться по всему городу, восстанавливая освобождая частоты от помех. На волне местного полицейского управления периодически можно ловить новости о чрезвычайных происшествиях и, если находится свободная пятиминутка, отправляться на место преступления играть в крутого детектива.
По количеству событий на квадратный метр B:AO на правах шутки можно сравнить со Skyrim или Guild Wars 2: вокруг вас постоянно что-то происходит. Город живет. Несмотря на то, что почти все модельки между собой — как двое из ларца, одинаковы с лица, вполне успешно создается иллюзия насыщенного быта. Тут за дверью плачет ребенок, здесь компания дядек ведет сугубо мужские какие-то разговоры, а вот там ограбление планируется, например — скучать никому не приходится.
Летопись Аркхэма предлагает Бетмену тот же арсенал оружия, что и ее старшие сестрицы. Разработчики аргументировали это тем, что не хотели уводить почву из-под ног у игрока, лишая его уже привычных и полюбившихся гаджетов. Все, что у нас есть, можно и нужно использовать не только для решения головоломок в режиме спокойного тупления в стену, но и в бою. Врагов у юного Бэтса много, драться ему предстоит часто и ожесточенно, и мордобои быстро превратились бы в рутину, используй мы лишь три кнопки мыши, данные нам для выполнения элементарных действий. Достаточно часто я ловила себя на мысли, что мне попросту наскучило бить лица, доламывая дешевую мышь, и я подключила к процессу весь бэт-арсенал, облепляя врагов клеевыми бомбами, связывая их друг с другом, притягивая, забрасывая батарангами и всячески еще изгаляясь. Впрочем, мною был избран достаточно агрессивный стиль прохождения, а любители жить в размеренном ритме могут найти массу удовольствия в скрытности. Нет, в Arkham Origins нет стелса в его классическом понимании: нам все равно придется навалять всем и каждому, и вопрос только в том, как это в итоге произойдет. Будете ли вы выцеплять врагов по одному или наведете шума и подождете, когда вокруг вас вырастет толпа из двадцати вооруженных и бронированных тел, чтобы принять всех разом. Проще говоря, умеренная вариативность геймплея присутствует.
Что до использования бэт-арсенала в мирных целях — все не то чтобы совсем уныло... нет, Arkham Origins – это игра, которая способна поставить игрока в тупик необходимостью включить мозг и немного подумать. Но для людей, которые не в первый раз используют Бэтса в роли зубной щетки, направляя его в самые труднодоступные места, не составит сложности за первые же полчаса-час влиться в ритм решения местных «головоломок» и в итоге проноситься по локациям со скоростью ветра. Однако есть и моменты, когда даже привыкшему к неочевидным решениям игроку будет не слишком понятно, что дальше делать и как вообще дальше жить. Моменты эти, к слову, так стратегически удачно расположены, что каждый раз вовремя освежают игровой процесс, который было начал наскучивать.
Если вам по какой-то причине окажется мало двух десятков часов изучения карты местного мира, в бэт-логове вы можете получить доступ к великому множеству испытаний. Начиная с простейшего оттачивания самых базовых боевых навыков, вскоре вы выйдете к заданиям, которые действительно бросят вам вызов и проверят, насколько хорошо вы усвоили все предыдущие уроки. Проходить испытания можно как в роли Бэтмена, так и в роли Дефстроука, которому отведена отдельная персональная программа развлечений. Всего доступно четыре режима испытаний: ранговый, кампания, тренировка и бой с пользовательскими настройками.
Если и после закрытия всех испытаний вам окажется мало новой игры, остается испробовать онлайн-режим. В онлайн-режиме на карту помещаются восемь игроков, трое из которых воюют за банду Бейна, еще трое — за Джокера, а двое оставшихся играют за команду героев. Основная цель PvP в B:AO — насовать всем, кто с вами покрашен не в один цвет. У бандитов задача — перестрелять друг друга и захватить контроль над точками на карте, у героев — портить бандитам жизнь, неожиданно сваливаясь им на головы. Осложняется все тем, что на карте темно и ни черта не видно, и даже если индикатор показывает, с какой именно стороны в вас прилетел урон, пока вы будете высматривать, кто именно его нанес, мертвая тушка вашего персонажа уже приляжет в угол. Есть подозрение, что онлайн-режим «не взлетит», уж больно специфичен геймплей, но не станем загадывать.
Что в целом изменилось в игре, в сравнении с предшественницами? Если избежать банальностей вроде «поменялся только сюжет» и «сменился разработчик», то найти десять отличий Летописи от старших сестер может стать нетривиальной задачей. В основном, по геймплейной части в глаза бросается только модификация детективного режима. Если выйти за эти рамки, то стоит отметить визуальное переосмысление некоторых персонажей. Шляпник, например, стал злым карликом, Джокер слегка изменился в лице... Медянка и вовсе пол сменил, хотя это уже отличие скорее от канона, чем от предыдущих игр.
Получится ли у Warner Bros. в очередной раз взять для супергеройской саги титул ”Game of the Year”? В принципе, все предпосылки к тому есть, дело за малым: убедить игровое сообщество в том, что перед ним все-таки новая игра, которая сохраняет традиции предшественниц, но не копирует их с точностью до байта. Главное — это то, что Batman: Arkham Origins получилась достаточно увлекательной, чтобы удерживать внимание играющего до последнего, и в меру сложной, чтобы заставлять его шевелить мозгом, но не требовать признания собственной беспомощности. А это залог весьма добротной игры.
в качестве осеннего привета от Sensorium commune,
специально для GAMER.ru